Красиво жить не запретишь?

Автор: Исследовательский центр портала Superjob.ru

Депутаты от фракции «Справедливая Россия» предлагают ввести в стране налог на роскошь. В связи с этим мы решили выяснить у россиян, что, по их мнению, можно отнести к этому понятию.

Общий объём выборки: 1800 респондентов.
Время проведения опроса: 4 - 6 июня 2007 года.
Заказчик: социально-аналитическая газета «Аргументы неделi»
Исследуемая совокупность: экономически активное население России в возрасте от 18 лет и старше.

Вопрос:
Что такое роскошь?

Ответы респондентов распределились следующим образом:

всё, без чего человек может обойтись45%
роскоши не существует – всё предметы потребления31%
невозможно определить / затрудняюсь ответить24%

Итак, по мнению 45% россиян, роскошь – это все то, без чего человек может обойтись: «Чересчур вычурные, бесполезные, ненужные вещи, вызывающие зависть других людей»; «Когда для семьи из 2-х человек покупается дом, где можно разместить несколько десятков людей»; «Роскошь - это все лишнее, дорогое и редко употребляемое»; «...все это именно то, без чего можно обойтись, то, чего можно себя лишить без ущерба для здоровья»; «Роскошь – это предметы быта, которые нужны человеку для удовлетворения собственного тщеславия».

Примерно треть респондентов (31%) считает, что роскоши и вовсе не существует, а все те вещи, которыми обладает человек, независимо от их стоимости, являются предметами потребления: «Просто существуют более дешевые и более дорогие предметы потребления»; «Роскошь – предмет потребления, имеющий кроме функциональной целесообразности еще и эстетическую ценность»; «Все зависит от уровня жизни: для богатого это обычный предмет, для бедного – роскошь»; «Если убрать все то, без чего человек может обойтись, то останутся голозадые представители вида, живущие под открытым небом и на подножном корму».

Ответ «невозможно определить/затрудняюсь ответить» выбрали 24% опрошенных. По их мнению, «для каждого человека это определение имеет разное значение, но человек так устроен, что ему всегда чего-то не хватает»; «для кого-то роскошь – котлеты на столе, а для кого-то – яхта за несколько миллионов долларов»; «то, что для одного роскошь, для другого необходимость».

Какие именно вещи и предметы россияне считают предметами роскоши, иллюстрируют ответы россиян на следующий вопрос, заданный исследовательским центром «СуперДжоб»:
«Что из перечисленного ниже, по вашему мнению, являются роскошью, а не предметами первой необходимости?»
(Респонденты могли выбрать необходимое количество ответов). Ответы распределились следующим образом:

машина3%
яхта74%
личный самолёт81%
драгоценности34%
вторая квартира24%
антиквариат56%
дача4%
шуба6%
другое8%
затрудняюсь ответить6%

Большинство респондентов (81%) считают роскошью личный самолет, яхту (74%), антиквариат (56%) и драгоценности (34%). «Драгоценности – если ставится цель накопления, а не пользования»; «Изначально потребности человека определены: одежда, еда, жилье и способы бытия. Все остальное -роскошь»; «В принципе все те вещи, которые человек покупает, когда некуда девать деньги»; «Некоторая роскошь бывает всего лишь капризом!» - такие комментарии оставляли участники опроса.

Примечательно, что, по мнению некоторых респондентов, и эти предметы при определённых условиях могут быть не роскошью, а жизненной необходимостью: «...яхта спортивная для спортсмена не роскошь, а яхта прогулочная огромных размеров для человека, который сам на ней плавать не может, а нанимает для этого команду яхтсменов, - роскошь»; «И личный самолет может быть предметом заработка. Как на все это ответить однозначно?»; «...порою все это является для некоторых совершенно обычной вещью. Все определяется предпочтениями человека и его статусом. Для кого-то машина – мечта, а кому-то и самолет уже надоел...»; «Антиквариат отношу больше к хобби, но и он мог остаться от прабабушки».

Вторую квартиру причислили к роскоши 24% опрошенных: «В наше время вторая квартира – это действительно предмет роскоши». Но, опять же, и в этом вопросе не всё так однозначно: «Драгоценности драгоценностям рознь, вторая квартира может предназначаться сыну или дочке, когда чадо "сходит в ЗАГС". И шуба может быть из искусственной кошки...»

Что касается автомобиля, то в этом вопросе большинство респондентов были солидарны с Остапом Бендером, считавшим, что «машина – это не роскошь, а средство передвижения»: всего лишь 3% участников опроса исключили автомобиль из предметов первой необходимости.

Любопытные комментарии на тему, что же считать роскошью, оставляли респонденты, выбравшие вариант ответа «другое» (8%): «Неумеренное питание и паразитический образ жизни»; «Подводная лодка»; «Власть»; «”Жигули” - это машина, и “Бентли” это машина. Только одна роскошна, шикарна, изящна, а другая – таз на колесах. Роскошь – это качество, а не предмет»; «вторая голова».

Наконец, респонденты, которые затруднились дать однозначный ответ на вопрос нашего исследовательского центра, полагают, что «у каждого человека предметами необходимости могут оказаться вещи, являющиеся роскошью для другого», «все очень относительно», «...если человек себе что-то покупает, значит это ему в данный момент необходимо».

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями

поделиться класс твитнуть

Код для вставки в блог



Не нашли нужного Вам обзора на сайте?
«Зарплатомер» поможет вам быть в курсе ситуации на рынке труда!


Другие статьи



Подписка на результаты новых исследований   Прайс-лист на аналитические исследования

© Перепечатка в любых СМИ, в том числе в Интернете, возможна при условии прямой активной ссылки на портал Superjob.ru.
Другие статьи